Андрей Бабицкий о советских символах в Новороссии

By admin Sep 23, 2015

Советская символика и эстетика присутствуют в Донбассе в поражающих воображение объемах. Названия населенных пунктов, бесконечные памятники Ленину, советским полководцам, шахтерам, георгиевские ленточки, наклейки на машинах, посвященные победе в Великой Отечественной войне, красные полотнища с серпом и молотом на танках и другой бронетехнике. А уж названия улиц пленяют такой завораживающей музыкой — заслушаешься: 25-летия РККК, 50-летия Октября, молодых шахтеров (я как-то размышлял, а может ли существовать улица шахтеров не совсем молодых или совсем немолодых), Розы Люксембург, проспект Ильича — всего не перечислить. В российских городах такого напластования советского назывного и наглядного ныне уже не встретить. Все-таки в России чеканка советского образца под культурным слоем двух постсоветских десятилетий изрядно истрепалась и потускнела, здесь же она держится, как новенькая — будто СССР и не уходил со двора.

Собственно, все это, казалось бы, является убедительным обоснованием того тезиса, ставшего на Украине чем-то вроде смертного приговора Донбассу, что этот «красный» регион так и остался намертво прикован ржавыми цепями к «проклятому советскому прошлому». К чему стране, успешно осваивающей азы европейского мышления, распахивать перед уродливыми призраками большевизма, сталинизма и вообще черт его знает чего двери в прекрасный цивилизованный мир?! «Донбабве» и «Луганда» однажды и навсегда провалили экзамен на элементарное понимание демократических ценностей, а значит, и способность к ним приобщиться. В сухом остатке: судьба региона — потихоньку уплывать в небытие вместе со всей системой советских вещей.

Подобные утверждения, вроде бы, имеют под собой весьма нешаткую основу: действительно, куда ни кинь взгляд, везде они — эти символы. Однако спешить с выводами не стоит. Дело в том, что того СССР, которого взыскуют жители Донбасса, никогда не существовало в природе, он придуман заново, отстроен с нуля на совсем иных метафизических началах.

Мифологизированный Советский Союз для местных жителей — это совсем не мечта о былом благополучии, которого не вернешь. За 23 года люди абсолютно отчетливо это поняли и научились ориентироваться в реалиях нового мира.

По моим наблюдениям, советское — это не конкретная модель государственного устройства, не социализм в его ушедшем изводе, нет, речь идет об особом трафарете мироустройства, в котором символика СССР олицетворяет собой справедливость. Эта справедливость несколько иного порядка, чем просто социальная: в нее вмонтированы базовые нравственные ценности, которые с коммунистической идеологией отождествить не удается. То, что «золотой век» — повторюсь, не в смысле изобилия, донбассцы соединили с советским прошлым — так это в силу веселого упрямства отрицать «малину», которая пошла гулять на останках СССР, в пику коррупции, нищете, временам юного бандитского капитализма, погрузившего страну в ложь, насилие и тотальный произвол.

Прекрасно, что здесь, пусть и неверно названная по имени, бытует мечта о лучших временах. Донбасс — романтик в том смысле, в котором им был, например, Михаил Юрьевич Лермонтов. Романтизм всегда заимствует идеал в прошлом, но на самом деле, у конкретно донбасского идеала все пропорции абсолютно современные, и куда более европейские, нежели у идеалов Майдана или «Правого сектора» *. Этот идеал интернационален, свободен, уважает человеческое достоинство. Обращение к былому абсолютно логично, поскольку, по логике вещей, будущее, которое органично разовьется из отвратительного настоящего, должно оказаться еще более отвратительным. Донбасскому идеалу пока не хватает государственной стати — ну а кому ее хватает на постсоветском пространстве?

А если перебраться из идеального в феноменальный план, то и здесь мы обнаружим, что выравнивание реальности производится совсем не по советским лекалам, которых, видимо, вообще ни у кого сегодня не осталось в наличии. Например, Донецк выглядит по большей части, как современный европейский город. Чем, вы думаете, были озабочены местные власти, когда вокруг столицы ДНР шли самые жестокие бои? На городские улицы ежедневно выходили бригады коммунальщиков и под обстрелами ожесточенно скребли, чистили, подстригали газоны, убирали последствия артобстрелов, чинили оборванные электросети, восстанавливали водоснабжение. Даже в самые тяжелые дни Донецк не терял присущего ему европейского лоска, которым, кажется, не может похвастаться ни один из украинских городов, включая Киев. В августе прошлого года, когда украинская артиллерия садила в белый свет, как в копеечку, и громыхало везде, я наблюдал, как в центре рабочие обновляют покраску велодорожек. Это казалось немного даже диким, я бесконечно полюбил и этих женщин, ухаживающих за кустами роз на полностью обезлюдевших улицах, и этих аварийщиков, латающих трубы в Киевском районе, где земля ходила ходуном от ни на секунду не замолкавших взрывов. Чистота и порядок, несмотря ни на что, — и выверенная городская эстетика — чем не ценности, которые мы привыкли именовать европейскими?

И уважение к прошлому — даже если оно манифестируется советскими символами — тоже не самое скверное качество. Разве Франция, вписавшая в список исторических событий, из которых она выросла, две революции — не может считаться своего рода аналогом Донбасса?

Я не устаю повторять, что селекция, которая стала обычным на Украине делом, граждан на «чистых» и «нечистых», «советских» и «европейских», «вату» и «майдан» — это повтор нацистского опыта, знак тошнотворной архаизации сознания огромного количества людей, с пеной у рта отрицающих свою близость к нацизму.

Что же, деградация тоже имеет свою логику. Если мне скажут, что «це-еуропейцы», ринувшиеся в Донбасс на танках и с пушками расстреливать «вату», смогут занять достойное место в пространстве Европейского Союза, Позвольте мне в это не поверить. Из прагматических соображений Европа, конечно же, сегодня поддерживает националистический режим Украины, но пускать в свой дом банды националистов, считающих себя вправе уничтожать людей, которых они почему-то называют советскими, она не станет. Мало ли кого они в очередной раз сочтут «красными»! Вон тех же французов, к примеру.

Андрей Бабицкий

Источник: svpressa.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply