Заключённые без суда и следствия

By admin Sep 15, 2015

На сегодняшний день в 55 психоневрологических интернатах Украины (ПНИ) проживают около семи тысяч человек. Большинство из них находится там без оснований и против своей воли. Это большая проблема для общества.

Контингент ПНИ имеет две основные категории. Первая – это бывшие воспитанники детских домов. Лишившись родителей в раннем возрасте, они проходят через детские дома и, получив психиатрический ярлык «умственная отсталость», отправляются на постоянное проживание в психоневрологические интернаты. Вторая категория – неугодные люди. Путём несложной, отработанной схемы с участием психиатров, в ПНИ можно отправить практически любого человека.

Ещё в 2011 году тогдашний уполномоченный по правам ребёнка Украины Людмила Волынец, сообщила изданию segodnya.ua, следующий факт: из 100 воспитанников детского дома интерната для слабоумных Голопристанского района Херсонской области, 80 человек были из этого же Голопристанского района. И дело не в эпидемии слабоумия в районе, дело в том, что здоровым детям-сиротам ставили ложные диагнозы и заполняли ими опустевший интернат, преследуя личную выгоду.

При участии Гражданской комиссии по правам человека, правозащитников, прокуратуры и независимых наблюдателей в ряде интернатов Украины проводились проверки, которые обнаружили устрашающие факты. Около 90% воспитанников ПНИ, незаконно лишены гражданских прав и признаны недееспособными. По словам активистов лишь 5% имеют реальные умственные отклонения, а остальные могут жить в обществе. При этом каждый 12 сирота – имеет психиатрический диагноз, что на порядок превышает показатель любой европейской страны. В одном только Новосавицком психоневрологическом интернате за 10 лет умерло 134 воспитанника. При вместимости интерната 250 человек – это больше чем один в месяц.

Призванные заботиться о людях с особенностями, психоневрологические интернаты напротив представляют собой адское вместилище с нечеловеческими условиями жизни и элементами карательной психиатрии, такими как связывание и закалывание аминазином и галопередолом. Это дешёвые и потому самые распространённые препараты, которые применялись в советской карательной психиатрии. Первый доставляет сильнейшие физические страдания, второй – превращает человека в растение. Однако по факту подавляющее большинство воспитанников – это люди, которые не получили должного воспитания и образования, педагогически запущенные дети, с трудным детством и сложной судьбой. И эта запущенность, а прямо говоря – невыполнение детскими домами своих обязанностей по воспитанию и обучению, является основанием для постановки психиатрического диагноза и перевода на пожизненное существование в стены психоневрологических интернатов.

Не менее мрачная картина и в отношении неугодных, которых путём махинаций упекают в стены ПНИ. Даже опасный преступник может выйти на свободу по окончании срока наказания. Но психиатрическая система сегодня единственный институт, в котором люди по-прежнему могут пропадать бесследно и навсегда. У таких людей нет возможности защищать себя в суде и за месяц или два, лишённые своих гражданских прав, они оказывается на пожизненном заключении в психоневрологическом интернате, без малейшего шанса на справедливость. Зачастую инициаторами процедуры признания недееспособности выступает сама администрация психиатрической больницы или ПНИ, и они же становятся главными опекунами. Эти дельцы используют брешь в законе  Украины. В нём отсутствует действующий правовой механизм, по которому лишённый дееспособности человек мог бы восстановить свои права. В то время как его опекуны меньше всего заинтересованы в восстановлении этих самых законных прав на жизнь и имущество.

Важным моментом в решении этой проблемы является пересмотр законодательства о порядке госпитализации. Также необходимы изменения в правовом механизме лишения и восстановления дееспособности и ответственности опекуна. Однако первым шагом должна стать прозрачность системы психиатрических больниц и психоневрологических интернатов. Полная открытость для общественного контроля. Пока система является изолированной от мониторинга со стороны правозащитников и общественных организаций, и единственным законом в ней является субъективное мнение отдельно взятого психиатра, в ней будет процветать бесправие, насилие и мошенничество. Будет и дальше существовать эта машина человеческих жертвоприношений.

Источник: cchr.org.ua

By admin

Related Post

Leave a Reply