90 лет назад был снят первый армянский игровой фильм

By admin Sep 13, 2015

В этом году армянский кинематограф отмечает две памятные даты. 90 лет назад был снят первый армянский игровой фильм, а десять лет спустя — первый армянский звуковой фильм.

Вообще-то, официальной датой рождения армянского кинематографа считается 16 апреля 1923 года. Тогда был принят декрет Совнаркома Армении о создании Госкино республики. Директором кинофабрики “Госфотокино” был назначен Даниел Мартынович Дзнуни. В начале кинофабрика функционировала как прокатная организация. Но уже через год на экраны вышел первый документальный фильм “Советская Армения”. За час экранного времени операторы кинофабрики под руководством И. М. Краславского попытались рассказать о четырех годах нелегкого процесса становления народного хозяйства молодой республики.

А вскоре из Тбилиси в Армению был приглашен на работу Амбарцум Иванович Бек-Назаров. Бек-Назаров пришел в кино в 1914 году и был известен как актер российского кино. Благодаря яркой внешности, характерной для киногероев-любовников того времени, был популярен. В первое время он фигурировал под именем Амо Бек. Список его киноролей в салонных мелодрамах насчитывает семь десятков наименований. 11 апреля 1921 года он возглавил киносекцию Наркомпроса Грузии. И начал свою деятельность с исполнения роли Дурмишхана в фильме Ивана Перестиани “Сурамская крепость”. Это была его последняя актерская работа. В 1923 году киносекция была преобразована в Госкинпром Грузии. Бек-Назаров стал директором студии и ее художественным руководителем. В 1924 году состоялся его режиссерский дебют, он снял фильм “У позорного столба” по роману Александра Казбеги “Отцеубийца”, затем — приключенческий фильм “Пропавшие сокровища” по одноименному роману Петра Морского.

В Ереване режиссер сразу же включился в работу. По собственному сценарию, написанному на основе одноименного романа Александра Ширванзаде, при участии Госкинпрома Грузии в 1925 году снял немую игровую драму “Намус”. В фильме были заняты видные театральные актеры Ованес Абелян, Асмик, Грачья Нерсесян, Авет Аветисян, Амвросий Хачанян, Нина Манучарян. Сам режиссер говорил о своей работе так: “В “Намусе” мне хотелось вслед за Ширванзаде пригвоздить к позорному столбу власть обычая, тупую силу освященных веками представлений о “чести” отцов…”. Монтаж ленты был завершен к началу зимы. А вскоре из Парижа вернулся Александр Ширванзаде. Его пригласили на студию и показали фильм. Писателю очень понравилось, как экранизировали его роман. Его не смутило даже то, что режиссер не следовал буквально букве первоисточника и даже ввел в сюжет некоторых новых персонажей.

Любопытно, что одновременно с “Намусом” Бек-Назаров снимал в Тбилиси фильм “Натэлла”, тоже на восточном материале. И если говорить об этих двух фильмах, сравнение будет не в пользу последнего, насыщенного “экзотикой”.

Первый армянский художественный фильм вышел на экраны в 1926 году. Надо ли говорить о том, какой он имел успех у зрителя? Но что интересно, это было не первой экранизацией знаменитого романа. Был и его “нелегальный” вариант. Кинорежиссер Иван Николаевич Перестиани рассказывал, что в 1918 году на знаменитой киностудии А.А. Ханжонкова ему показали сценарий неких итальянцев Эрнесто Ваграма и Цезаря Лакка с рабочим названием “Связанные клятвой”. Итальянцы уверяли, что это старинная сицилийская легенда. Режиссеру сценарий понравился, и через пару дней фильм был запущен в производство. Тогда это делалось быстро. Но вскоре стало известно, что “сицилийская легенда” — на самом деле пересказ романа А. Ширванзаде “Намус”, а сами сценаристы-“итальянцы” — армяне из Константинополя. Однако было поздно, и фильм вышел на российские экраны.

В последующем становление армянского кинематографа проходило при самом активном участии Амо Бек-Назарова. Параллельно формировалась новая плеяда сценаристов и режиссеров, технических специалистов. И “центром притяжения” была харизматичная личность Амо Ивановича. За три года было выпущено шесть художественных фильмов. За это же время было снято восемь документальных лент, причем две из них полнометражные. В 1928 году кинофабрику переименовали в киностудию “Арменкино”.

Энтузиасты “важнейшего из искусств” не замыкались рамками одной темы. Причем, используя восточный материал, они избегали “ориенталистской” экзотики, концентрируясь на социальных вопросах и межличностных противоречиях. Снимались разножанровые фильмы: экранизации литературных произведений “Зарэ”, “Злой дух”, историческая драма “Хас-Пуш”, революционные сюжеты — “Колхозная весна”, “Шестнадцатый”, кино для детей — “Первые лучи”, “Всегда готов”. Многие из этих фильмов забыты. Но некоторые, как комедии “Шор и Шоршор”, “Мексиканские дипломаты”, и сегодня пользуются популярностью в народе.

Не оставлял Бек-Назаров без внимания и документальное кино. Уже в 1926 году в титрах фильма “Землетрясение в Ленинакане” он упомянут как сценарист и режиссер.

 Амо Иванович стоял у истоков и азербайджанского кино. В 1928 году совместно с азербайджанскими коллегами он снял драму “Дом на вулкане”. Посмотрев в Баку постановку пьесы Джафара Джабарлы “Севиль”, по предложению автора, согласился снять по ней фильм. “Я не помню другой пьесы, которая пробуждала бы такое волнение в зрительном зале. Своими глазами я видел, как девушки и женщины, просмотрев спектакль, сбрасывали чадру и уходили из театра с открытым лицом”, — вспоминал он. Сценарий был написан вместе с Джафаром Джабарлы, и в 1929 году Бек-Назаров поставил на студии “Азгоскино” фильм “Севиль”.

К концу 20-х годов в мире уже активно стали снимать фильмы, синхронизованные со звуком. Эпоха “великого немого” в Армении завершилась фильмами “Гикор” и “Когда цветут сады”, снятыми в 1934 году. Спустя год на экраны вышел первый армянский звуковой полуторачасовой фильм “Пепо”. Это была экранизация одноименной пьесы Габриела Сундукяна. Бек-Назаров собрал “букет” прекрасных артистов, населил сюжет колоритнейшими персонажами, вынес действие на шумные рынки и улицы. Из Москвы пригласили известного оператора Дмитрия Фельдмана. Снимали в основном в Тбилиси. В Ереване на пустыре рядом с церковью Сурб Саркис возвели декорации торговых рядов и лавок. Павильонные съемки происходили в Москве. Поскольку фильм должен был выйти на союзный экран, режиссер одномоментно снимал две версии — армянскую и русскоязычную. Музыку к фильму написал молодой композитор Арам Хачатурян, это был его первый опыт работы в кино. Текст песни Пепо, тут же ставшей популярной в народе, написал Егише Чаренц.

Премьерный показ состоялся в Москве 16 июня 1935 года. В Ереване фильм демонстрировали в зале “Флора” на Кольцевом бульваре. Симпатичный зал в деревянных конструкциях не сохранился — его снесли в конце 60-х. Люди шли на просмотр с плакатами, не расходились после фильма, делились впечатлениями.

Фильм “Пепо” был показан и на открытии кинотеатра “Москва” 12 декабря 1936 года. Если в “Намусе” еще ощущалось влияние традиций дореволюционного немого кино с его театральностью и мелодраматизмом, “Пепо” — творение зрелого мастера. Фильм и сегодня удивляет сочным киноязыком, со временем не потерявшим свою прелесть. Он ознаменовал новый этап в истории армянского кино и вошел в сокровищницу советского киноискусства. В том же году Амо Бек-Назаров был удостоен звания “Народный артист Армянской ССР”. И не случайно в 1966 году киностудии “Арменфильм” присвоили его имя.

В заключение скажем, что к концу XX века армянскими кинематографистами было создано около 320 художественных фильмов, порядка 1940 документальных, более 480 мультипликационных фильмов. Впечатляющий список. Двадцать первый век не ознаменовался яркими кинематографическими событиями. Мастера ушли из жизни. Их место заняли середнячки. Экран заполонили пустяшные молодежные комедии. Заметных художественных откровений единицы. Но это, как говорится, совсем другая история.

Павел Джангиров

Источник: express.am

By admin

Related Post

Leave a Reply