Система сложилась

By admin Sep 9, 2015

Контуры российской политической модели по результатам электорального сезона 2015 года

Комитет гражданских инициатив опубликовал доклад, авторы которого объясняют относительно низкую агитационную активность завершающихся сейчас избирательных кампаний «сверхжестким характером регистрации партий» и отсечением серьезных претендентов. Неинтересные с точки зрения агитации выборы связывают со снижением уровня политической конкуренции, а главное — нарушением демократического процесса.

Деградация или нормализация?

Можно бесконечно спорить о российской политической системе. Искать в ней и предъявлять окружающим ее достоинства и недостатки. Но даже самые свирепые критики, утверждающие что российские партийная и избирательная системы, российская модель демократии — карго-культ, строительство фанерных самолетов на соломенных взлетно-посадочных полосах в качестве картинки для внешнего употребления, не могут отрицать простых фактов — система существует, работает по понятным и предсказуемым правилам, а ценности, признанные краеугольными, продвигаются и поддерживаются центром последовательно и упорно. Самолеты не только сконструированы и построены, но еще и летают.

Да, Россия копирует некоторые образцы и подходы в демократическом развитии, но речь идет не о «симуляции» в рамках традиционного концепта «карго-культа», а о создании аналогов, эффективных и вполне отвечающих и лучшим мировым практикам, и традиционному представлению о демократических политических системах.

Так, «неинтересные выборы» — признак «нормализации» политической системы. Нормализации по европейскому, экономному, а не американскому — с большими бюджетами на выборы всех уровней — образцу. Избавление выборов от карнавала — это признак качества демократии, а вовсе не ее ущербности, на чем настаивают авторы доклада, черпающие для себя образцы, по всей видимости, в избирательных системах таких светочей демократии, как Бразилия или Венесуэла.


 Агитационный плакат в окне избирательного штаба РПР-ПАРНАС в Новосибирске Фото: Кирилл Кухмарь / «Коммерсантъ»

«Скучные выборы» — признак того, что определены все принципиальные, системообразующие правила: право собственности незыблемо, направления развития определены, рамки общественного договора — а выборы всегда своеобразное его подтверждениеперезаключение — понятны и несдвигаемы.

В современной российской модели нормально, что выборы не стоят дорого, не пестрят плакатами, яркими роликами и россыпью наглядной агитации. Выборы недороги и в Европе — от кампаний муниципального уровня до Европарламента. Независимо от вида избирательной системы: и в Англии с мажоритарной, и в Германии с пропорциональной — «традиционные», «старые» партии имеют существенные преимущества, и вероятность значимого успеха новых партийных проектов, а тем более их победы, ничтожно малы. Избиратель не хочет тратить свой голос впустую и отдает его одной из ограниченного числа партий с наибольшими шансами на победу.

«Яркая» агитация в России — это один из признаков 1990-х годов, наиболее сильно проявившийся в губернаторский выборах со всеми их издержками: «черные технологии», подкуп избирателей десятками различных способов, активные кампании как «за», так и «против», специфические кандидаты вроде юмориста Михаила Евдокимова. Напряженность борьбы громких кампаний была связана с тем, что приход каждого нового губернатора означал пересмотр системы бюджетных и хозяйственных отношений в регионе. Инвесторы кампаний вкладывались не в политику, а в будущие прибыли. Израсходовать 10 миллионов долларов, чтобы получить возможность запустить руку в бюджет или завладеть собственностью на сотню миллионов — вот модель «ярких» кампаний, о которых тоскуют некоторые. Сейчас так вопрос на повестке дня губернаторских выборов не стоит. И это достижение, а не недостаток.


 Заседание Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России. Бюллетени партии «Гражданская инициатива» на столе в зале заседаний Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Выборы губернаторов в большинстве регионов приняли форму референдума о доверии предложенным президентом кандидатам. В ситуации, когда президенту доверяют более 80 процентов россиян, выборы с участием его выдвиженцев и не могут быть интересными. А на выборах в законодательные органы власти — и муниципальные, и региональные, степень неопределенности выше — выше и агитационная активность. С этой закономерностью согласны и авторы доклада из Комитета гражданских инициатив.

Агитация перестала быть шоу, где нужно крикнуть громче, показать картинку ярче и придумать самый невыполнимый лозунг. Реклама кандидатов стала рекламой не сказочного круизного путешествия, а обыденного предмета повседневного спроса, например, зубной пасты: перечислены преимущества, показан возможный результат. Опубликованный на прошлой неделе доклад фонда «Петербурская политика» показал, что многие губернаторы отказываются от формулирования предвыборных программ, а если представляют их, то используют это как возможность продемонстрировать промежуточные достижения в преддверии выборов 2016 года. Все это — признаки той самой нормализации. Превращения политики в собственно политику из бесконечной игры с нулевой суммой, когда каждый бой — последний, а будущего нет, потому что никто не может понять, по какому сценарию оно будет разворачиваться.

Конкуренция на выборах: ограничение или поощрение?

В характере кампаний по всей стране накануне единого дня голосования 13 сентября можно найти подтверждения правильности именно такого взгляда и стабильной работы вполне конкурентной системы.


 Представители партии «Родина» во время акции у избирательной комисси с требованием допустить своих кандидатов к выборам 13 сентября Фото: Геннадий Гуляев / «Коммерсантъ»

Во-первых, минимальное количество скандалов на выборах, связанных с конфликтной регистрацией кандидатов. Проблемы, возникшие в отдельных регионах в весьма незначительном количестве по сравнению с общим числом избирательных кампаний в стране, связаны не с устройством системы, а с действиями отдельных игроков: отсутствием опыта, конфликтами между партиями и внутри них, инициативами, или наоборот, инерцией местных элит, в чьих глазах новые партии выглядят перед выборами как ураган и стихийное бедствие, спасаясь от которого местная бюрократия начинает «помогать», как она это понимает, «старым» политическим силам. Так можно объяснить ситуацию и в Калужской, и в Новосибирской областях.

При этом система очевидно и последовательно исправляет ошибки на местах, вызванные злоупотреблением административным ресурсом органов местной власти, привыкших побеждать «неэлекторальными методами».
После того, как в Омской области региональный избирком отказал депутату ГД РФ Олегу Денисенко, выдвинутому региональным отделением КПРФ, в регистрации из-за «двойной» подписи районного депутата, он был восстановлен в качестве кандидата в губернаторы решением Верховного суда РФ. В Самаре на выборах в городскую думу от произвола губернатора пришлось спасать партию «Единая Россия», из региональных списков которой сначала были вычеркнуты победители партийных праймериз, — порядок восстановил Генсовет партии, а когда самовыдвиженцы, поддержанные региональной администрацией, начали использовать в агитации партийную символику, восстановлению законности способствовали опять же суды.

Конкурентная кампания идет и в Иркутской области, где исполняющему обязанности губернатора противостоит депутат ГД РФ от КПРФ Сергей Левченко. Среди политических фигур, выступивших в его поддержку, — бывший мэр Иркутска Виктор Кондрашов, член партии «Единая Россия», набравший на выборах 2010 года 62 процента голосов. В Амурской области главную конкуренцию исполняющему обязанности губернатора составляет депутат ГД РФ от ЛДПР Иван Абрамов, занявший на предыдущих выборах губернатора в 2012 году третье место. Любопытно, что его, как и кандидата от коммунистов Романа Кобызова, в 2012 году принято было списывать со счетов в силу их относительной молодости, между тем сегодня оба старше нынешнего и.о. губернатора. Это к вопросу о «закрытости» системы, отсутствии «новых лиц» и свежей крови и чуть ли не новой «геронтократии», о которой тоже много толкуют в условно «либеральных» кругах.


 Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

Равный доступ к бесплатному эфирному времени, предоставление медийных площадок всем кандидатам, сделало возможным появление Алексея Навального в эфире телеканала «Россия-1», о чем он с удивлением написал в своем Facebook.

Железные правила новой политики

Политическая система действительно приобрела четкий контур, который легко описать непредвзятому наблюдателю. При большом количестве зарегистрированных партий потенциальная «емкость рынка» — не более десяти: три-четыре — крупнейшие, представленные в Государственной думе, и четыре-пять — имеющие места в законодательных собраниях различных регионов. Их круг уже определен — это 14 партий, получивших по результатам избирательных кампаний 2012-2014 годов право выдвижения на выборах в Государственную Думу списка кандидатов без сбора подписей. На губернаторских выборах следующих электоральных циклов конкурировать предстоит именно кандидатам от крупнейших партий, и конкуренция, очевидно, год от года будет постепенно нарастать. Референдумный тип губернаторских выборов — это не условие игры, это следствие сверхпопулярности центральной власти и президента в ситуации доминирования внешнеполитической повестки дня.

Партии, только восходящие на политическом небосклоне, начнут с работы на муниципальном уровне — успех в муниципалитетах и на уровне областных легислатур должен быть первым шагом на их политическом пути. Важное условие грядущих побед — приобретение опыта коалиционной работы. Позволить себе самостоятельный путь могут только политические тяжеловесы со своим собственным электоратом, многократно доказавшие право на жизнь своих идей и качество своих «избирательных машин». Текущая кампания пока показывает неспособность договориться даже между небольшими идейно близкими партиями: на этапе сбора подписей в Калужской области конфликтовали РПР-ПАРНАС и «Гражданская инициатива», обе не прошли впоследствии регистрацию; в ходе кампании в Костромской области наиболее активными взаимными критиками выступают «Яблоко» и РПР-ПАРНАС.


 Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Важный признак системы — стимулирование, даже принуждение политиков и партий, всех без исключения, идти «вниз», в муниципалитеты, в село, увидеть проблемы этих социологически малозначимых населенных пунктов. Решению данной задачи служат и система подписей на губернаторских выборах, и новая нарезка одномандатных округов на выборах в Государственную Думу. Система конструируется как всеобъемлющая, для нее нет «хороших» и «плохих» избирателей, и она стремится к тому, чтобы это нашло отражение в деятельности политиков и политических партий. Успех становится недостижим, если ты не идешь до самого конца географии и социологии. Это существенное правило игры.

К сложившейся политической системе можно относиться по-разному, по-разному оценивать степень соблюдения демократических процедур, но важно главное — она работает по четким, заранее определенным и понятным всем участникам правилам и процедурам. И это лучшая и главная новость в преддверии федеральных выборов 2016 года.

Глеб Кузнецов

Источник: lenta.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply