Антропологи проверят, откуда появились русские

By admin Sep 7, 2015

Фонд православного бизнесмена реконструирует расселение библейских народов и найдет первых жителей территории современной России, переселившихся сюда после потопа.

Как выяснили «Известия», один из самых религиозных российских предпринимателей  — основатель инвестфонда Marshall Capital Константин Малофеев вложил деньги в исследования этногенеза россиян. Фонд святителя Василия Великого, возглавляемый  Малофеевым, в июне 2015 года учредил Научно-просветительский центр палеоэтнологических исследований, следует из Единого госреестра юрлиц. В программе работы центра (есть у редакции) в числе задач указана «разработка концепций и реконструкций расселения человечества, экспликация на них сведений, изложенных в Библии». Антропологи и археологи центра будут выяснять, насколько россиян можно ассоциировать с библейскими народами, пришедшими с Ближнего Востока на территорию России.

Европе напомнят о корнях

Как рассказал замдиректора центра Денис Пежемский, Научно-просветительский центр палеоэтнологических исследований (ЦПИ) вырос из проекта «Библия и древняя история», начатого в 2012 году. Проект появился тогда в рамках разработки учебной программы подмосковной православной гимназии святителя Василия Великого, учрежденной в том числе структурами Малофеева.

— Начиная выстраивать учебную программу гимназии, мы обнаружили, что существующие ныне учебники по истории Древнего мира трудно использовать в современной школе. Поэтому исходно перед проектом ставились относительно узкие задачи — осветить происхождение и историю развития народов, упомянутых в Библии, сопоставить современные научные концепции о заселении Европы с преданием о Всемирном потопе, о Ное и его сыновьях — Симе, Хаме и Иафете как прародителях всего современного человечества, — рассказал представитель Фонда святителя Василия Великого, отвечая на вопросы о создании ЦПИ. — Сейчас, в эпоху всемирной дезинтеграции, важно помнить о том, что человечество едино в своем истоке, происходит из одного корня. Все древние предания об этногенезах — будь то зафиксированные письменно или дошедшие в устной традиции — представляют происхождение и развитие только отдельных народов или групп, разделяя их на «своих» и «чужих». Для нас, как людей, исповедующих православие, важно, что именно библейский текст впервые в мировой истории зафиксировал идею единства происхождения всего человечества, а затем закрепил ее в сознании сотен поколений людей.

К учебному проекту подключили антропологов, и он перерос в ЦПИ. Одним из первых проектов центра в «полевом сезоне 2015 года», говорит Пежемский, стало участие в Крымской археологической экспедиции МГУ по исследованию некрополя греко-скифского городища «Чайка» близ Евпатории. В конце года археологи, антропологи и этнологи ЦПИ (штат центра составляет около десятка человек, плюс привлеченные эксперты из научного сообщества) планируют исследовать происхождение тунгусо-маньчжурских народов и проблему генезиса монголоидной расы в целом совместно с Амурским государственным университетом.

— Территория России была заселена человеком еще в «допотопные времена» — под этим термином мы условно понимаем эпоху палеолита, конец которой относится примерно к 10–12 тыс. лет назад, — начинает Пежемский (он же сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ). — Известно, что предания о Всемирном потопе есть в традиционной культуре многих народов мира, и очевидно, что они отражают какие-то геологические реалии, точные сроки которых нам неизвестны. Попытавшись соотнести данные фольклористики, археологии, антропологии и палеогеографии, мы остановились пока на версии о том, что под Всемирным потопом следует понимать эпоху, переходную от палеолита к мезолиту, когда происходило бурное таяние ледников и наша планета была сильно обводнена. Поэтому эпоху палеолита мы в наших исследованиях не рассматриваем, все научные интересы сотрудников ЦПИ сосредоточены на более поздних периодах — мезолите, новом каменном веке (неолите), медно-каменном (энеолите) и раннем бронзовом веке. Население каждой из этих эпох обладало выраженной хозяйственно-культурной и антропологической спецификой. В ту пору эпицентром мировой истории был Ближний Восток. Однако и территория современной России не оставалась в стороне от важных событий — археологи и антропологи обнаруживают признаки миграционных потоков с Ближнего Востока практически во все перечисленные периоды. Так, в эпоху мезолита на берегах озера Лача (ныне — Каргополье, Архангельская область) проживало население, в антропологическом отношении близкое мезолитическому населению Северной Африки. Судя по всему, это след одной из древнейших миграций. Предположить, что человек родился в Африке, а его внук или правнук умер на берегах озера Лача, вполне возможно. Тем более что археологи предполагают миграции с Ближнего Востока на территорию нынешней Ростовской области в еще более отдаленную эпоху и говорят о финальном палеолите — около 14–16 тыс. лет назад.

Константин Малофеев (сейчас, кстати, находится под западными санкциями в связи с помощью Новороссии) создал Фонд святителя Василия Великого в 2007 году. Фонд занимается благотворительной и просветительской деятельностью, укреплением традиционных ценностей и просемейных инициатив. Среди них упомянутая гимназия, интернет-телеканал «Царьград ТВ», АНО «Благородное собрание» и АНО дополнительного профобразования «Центральное стрельбище федерации практической стрельбы» (крупнейшее в Европе стрельбище). Также Малофеев известен как автор «Лиги безопасного интернета», созданной в 2011 году для противодействия распространению вредного контента в интернете (Фонд является учредителем «Лиги»).

Представитель фонда Малофеева и Денис Пежемский отказались сообщать объемы финансирования ЦПИ.

Палеоэтнологи возмущены неполнотой Библии

По словам Пежемского, связь нынешних россиян с «материнским регионом», под которым в ЦПИ понимают Ближний Восток, можно обнаружить на территории современной России и для неолитического периода, и для эпохи энеолита и ранней бронзы. В первом случае имеется в виду приход первых земледельцев, сделавших почти полный круг — выйдя из Малой Азии, они обогнули Черное море через Балканы, территорию Молдавии и Украины и смешались с пастушескими племенами, которые обитали в южнорусских степях и которых, как заявляется, не затронуло обводнение (потоп). Во втором случае можно говорить об устойчивой связи между Ближним Востоком, Северным Кавказом, Крымом и более северными степными регионами, когда речь идет о расселении представителей так называемой майкопской культуры (Северный Кавказ, Майкоп).

— Примерно во второй половине 4-го или в начале 3-го тысячелетия до н.э. на Северный Кавказ пришло безымянное для нас племя (оно обозначается археологами как майкопская культура), которое по признакам материальной культуры было тесно связано с Ближним Востоком. Племя развивается, кого-то побеждает, оказывает влияние на окружающие народы, а потом исчезает. Сегодня мы заняты изучением его происхождения и надеемся провести ряд экспедиций, которые позволят дополнить наши знания о ближневосточном влиянии на историю народов нашей страны. Цивилизационный узел, расположенный на Ближнем Востоке, постепенно, от тысячелетия к тысячелетию, вовлекал в сферу своего влияния всё большее количество регионов, в том числе Россию, — говорит Пежемский. — В «Таблице народов» первой книги Ветхого Завета («Бытие») упоминается, например, такой персонаж, как Гóмер, в котором практически все специалисты по древнееврейскому тексту видят киммерийцев. Представители этого народа жили в степях Северного Причерноморья и примерно в то же время были описаны древнегреческим историком Геродотом. Киммерийцы были предшественниками скифов и прямыми потомками населения эпохи поздней бронзы на этой территории. Таким образом, упоминание об одном из древних народов европейской России попало на страницы библейского текста.

Тем не менее у ЦПИ есть вопросы к Библии:

— Текст Библии, то есть Священного Писания, создавался более 1 тыс. лет, начиная с X века до н.э. Книга, содержащая «Таблицу народов», появилась где-то в середине того тысячелетия. Ее автор, судя по всему, жил на территории современного Израиля и отразил процессы расселения разноязыких народов, которые его окружали. Например, всех индоевропейцев, наших родственников по языку, он расселил только на территории современной Турции. Нам очень важно понять, почему же он не знает других индоевропейцев (или умалчивает об этом), ведь на тот момент все Южнорусские степи и частично Кавказ были заселены ими, не говоря уже о территории Ирана. Столь же любопытная ситуация с Индией — индийцы почему-то исключены из географического сознания авторов библейского текста, хотя имеется много признаков того, что народы Леванта и Месопотамии хорошо знали об их существовании. В целом задача палеоэтнологии состоит в синтезе археологии, этнографии, лингвистики и других наук, которые до этого времени существовали отдельно друг от друга.

В 1930-х палеоэтнологов расстреливали и ссылали

Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков скептически оценил инициативы ЦПИ.

— Этнос — это прежде всего форма самосознания, форма организации культурных различий и идентичности, которая и создает сегодняшний народ. Поэтому у центра не получится проследить путь конкретного этноса от древности до современности. Это выброшенные на ветер усилия и деньги. Такой науки, как палеоэтнология, не существует. К сожалению, наша общественная, да и этнологическая мысль сегодня увлечены этногенезом, что далеко не самая приоритетная тема. В мировой науке этничность сегодня понимается как форма идентичности и сложного, подвижного самосознания и не всегда и не везде присутствовала на стадии развития человеческого общества. А подход к этносу как к организму навязали нашей традиции Лев Гумилев и Юлиан Бромлей. Первый считал, что этнос — это этнобиологический организм, а второй, что этносоциальный. Гумилев считал, что этносы как живые организмы рождаются, расцветают и умирают, это биологизаторский подход. Мировая наука его не придерживается, — говорит Тишков.

Известным поклонником учения Льва Гумилева, а также другом Константина Малофеева является общественный деятель Александр Дугин, лидер Международного Евразийского движения.

По словам Тишкова (автор книги «Реквием по этносу»), в России сегодня паранаучные концепции переживают расцвет.

— Завихрение последних лет в похожую сторону — это так называемая этногеномика, когда генетики стали расшифровать гены русского, украинца, татарина. Но ничего, кроме статей российских специалистов, на эту тему в мире не существует. Нельзя говорить о том, что тогда были те же самые народы, что и сегодня, что можно как-то проследить их корни. Культурная традиция древних народов перешла или была заимствована не одним, а многими народами в результате экономического, религиозного, культурного взаимодействия. Например, в первых государственных образованиях на современной территории России, в районе Новгорода, финно-угорские и скандинавские археологические находки перемешаны настолько, что невозможно определить, кому они принадлежат. После нашей критики генетики отказались от этого термина, — рассказал один из самых известных российских антропологов.

Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Маргарита Герасимова (участвовала в экспедициях ЦПИ) находит закономерным интерес нового центра к индоевропеистике и библейским свидетельствам, поскольку большая часть человечества говорит на индоевропейских языках, а христианство — самая многочисленная религия в мире. Однако она считает, что те или иные археологические находки еще не означают связей с современными россиянами.

— Если на определенной территории, где жили, например, собиратели, охотники и рыболовы, появляются элементы письменности, свидетельствующие о земледелии или скотоводстве и находят останки людей иного антропологического облика, то лишь тогда можно предположить, что была миграция, — говорит Герасимова. — Также нельзя сказать, что центр займется поиском индоевропейцев. Дело в том, что существует проблема, связанная с теорией происхождения индоевропейцев (ариев), распространенной в 1930-х годах, которую позже взяли на вооружение нацисты. Это было позже в какой-то степени отвергнуто научным сообществом.

Пежемский напоминает, что российская палеоэтнологическая школа зародилась в конце XIX — начале XX века в Санкт-Петербурге, «а в 1930-е годы палеоэтнологов расстреляли, а тех, кого не расстреляли, сослали».

— Хорошим примером является наш Институт антропологии МГУ, где тех, кто считал себя палеоэтнологом, — уничтожили, а тех, кто считал себя археологом или антропологом, — оставили, — говорит Пежемский.

Александр Колесников, Александр Кондратьев

Источник: izvestia.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply