Годовщина Минских соглашений: конфликт на годы?

By admin Sep 6, 2015

В субботу 5 сентября исполняется год с того дня, как в Минске был подписан первый протокол о перемирии в Донбассе. О мирном плане договорились накануне 4 сентября 2014 года, на заседании Трехсторонней контактной группы под эгидой ОБСЕ.

Положения первого протокола были позже развиты в меморандуме от 19 сентября и уточнены в феврале 2015-го, когда в столице Белоруссии ночь искали пути решения украинского кризиса главы Германии, России, Франции и Украины.

Спустя год после достижения Минских соглашений эксперты говорят о почти полном невыполнении их положений. Однако его инициаторы, а также лидеры европейских стран, которые выступают посредниками в урегулировании конфликта в Донбассе, альтернативы минскому процессу не видят.

Вот некоторые из заявлений, сделанные за последние полгода:

Президент Украины Петр Порошенко, март 2015: “Наша четкая и общая позиция: альтернативы Минску не существует. Минск должен работать, и все стороны должны четко выполнять все взятые на себя обязательства”.

Президент России Владимир Путин, июнь 2015: “Мы считаем эти соглашения справедливыми и сбалансированными и оказываем возможное влияние на одну из сторон этого конфликта – на Донецкую и Луганскую непризнанные республики. И вы не можете не заметить, что в их позициях многое изменилось. Они готовы и хотят вести переговоры по всем пунктам Минских соглашений”.

Лидер самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко, июль 2015: “Минск” – это единственное решение конфликта мирным путем. Это та возможность, при которой мы можем забрать временно оккупированные противником земли без большого кровопролития”.

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, август 2015: “Минские соглашения остаются фундаментом мирного урегулирования в Украине”.

Основные положения мирного плана

12 пунктов, которые не остановили конфликт

Минский протокол включал в себя следующие 12 пунктов, состоящих из предложений президентов Украины и России.

Обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия.
Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.
Осуществить децентрализацию власти, в том числе путем принятия закона Украины “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” (закон об особом статусе).
Обеспечить постоянный мониторинг на российско-украинской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и Российской Федерации.
Немедленно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.
Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые произошли в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.
Принять меры для улучшения гуманитарной ситуации в Донбассе.
Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с законом Украины “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”.
Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.
Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.
Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.

Нарушение первого пункта Минских соглашений – о прекращении огня – произошло сразу же после подписания договоренностей 5 сентября.

Украинская сторона утверждала, что обстрелы и столкновения не прекратились. Лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР также обвиняли Вооруженные силы Украины в возобновлении боевых действий.

По данным управления верховного комиссара ООН, за время перемирия – только за полтора месяца после подписания Минских договоренностей – на востоке Украины погибли 957 человек.

Особый стасус и выборы на Донбассе

Украинский парламент принял закон “О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей”, который еще называют законом “об особом статусе”, сразу же после подписания Минского протокола. Тогда же, в сентябре, он должен был вступить в силу.

Закон предоставляет больше прав и полномочий органам местного самоуправления, однако все статьи, определяющие полномочия таких “отдельных районов”, должны начать действовать только после выполнения ряда условий, которые в закон добавили 17 марта 2015 года.

Эти условия до сих пор не выполнены. Речь идет о проведении выборов местных органов власти в соответствии с законодательством Украины. Еще до проведения выборов с тех территорий должны быть выведены вооруженные формирования, наемники и вся военная техника.

31 августа нынешнего года Верховная Рада Украины в первом чтении приняла изменения в Конституцию, предусматривающие, в соответствии с Минскими договоренностями, децентрализацию в Украине и закрепление особого статуса определенных территорий Донбасса, однако эти изменения вызвалиуличные протесты и кровавые столкновения.

Противники конституционных изменений убеждены, что они легализуют сепаратистские республики.

Контроль за границей

К выполнению этого пункта договоренностей стороны даже не приблизились. Сепаратисты контролируют 409 километров российско-украинской границы в Донецкой и Луганской областях. Такие цифры предоставила Государственная пограничная служба Украины несколько месяцев назад.

По этой причине Украина в одностороннем порядке приостановила действие соглашения о малом приграничном движении между Украиной и Россией.

Премьер-министр Арсений Яценюк, объявляя о таком решении правительства в марте 2015 года, сообщил, что отныне государственную границу можно будет пересекать только через международные пункты пропуска, которые контролируются украинскими властями.

Заложники

Несмотря на то, что Минский протокол предусматривал “немедленное освобождение” всех заложников и незаконно удерживаемых лиц, по состоянию на 31 августа в плену или под арестами на территории самопровозглашенных республик и в России находится 157 граждан Украины, из них военнослужащих – около 100.

Об этом в “Фейсбуке” сообщила представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы Ирина Геращенко.

Она отмечает, что в соответствии с Минскими соглашениями, по состоянию на 31 августа нашли и освободили 2903 украинцев: 1057 военнослужащих, 64 бойца добровольческих батальонов, 101 милиционера, 261 нацгвардейца и порядка 1400 гражданских.

По данным СБУ, число пропавших без вести превышает 800 человек.

Сколько пленных из числа сторонников ДНР и ЛНР арестованы на Украине или находятся в плену, точно не известно. За год со дня подписания Минского соглашения такая цифра официальными органами оглашена не была.

Не могут быть выполнены?

Подводя итоги года после подписания Мирного плана, эксперты пессимистично оценивают его перспективы.

Украинский эксперт, доктор политологии Григорий Перепелица говорит, что эти прогнозы основываются на анализе причин, почему и как он был подписан. Он напоминает, что первое Минское соглашение появилось сразу же после событий под Иловайском, где погибли несколько сотен украинских военных. По его мнению, неэффективность Минского протокола объясняется тем, что в документе объединили “план Порошенко” и “план Путина”, которые в действительности отличаются.

“Для Украины Мирный план был попыткой избежать военной капитуляции после сокрушительного поражения под Иловайском. Поскольку тогда путь для наступления боевиков при поддержке российских войск был открыт. То есть для Петра Порошенко целью было прекращение огня и возвращение территорий под контроль Украины. Что касается России, то Владимир Путин считал, что подписание соглашения откроет путь к федерализации Украины путем предоставления “особого статуса” территориям, и, как следствие – установление фактического контроля России над восточными областями Украины”, – сказал Григорий Перепелица Украинской службе Би-би-си.

Другой украинский политолог, автор публикаций об отношениях Украины и России Олеся Яхно считает, что Минский протокол, подписанный год назад, не может быть выполнен.

“Как “Минск-1”, так и “Минск-2″ (подписанные в феврале 2015 дополнения к первому протоколу – bbcrussian.com) имеют не стратегические, а тактические цели. Это скорее площадка, где можно о чем-то говорить, а не реальный механизм разрешения конфликта. Дело не в том, что Минские соглашения недостаточно хороши, а в том, что главный субъект – Россия – не видит пути выхода из этого конфликта. Ее цель – федерализация Украины и установление контроля над частью территории Украины”, – считает политолог.

Российский эксперт Иосиф Дискин также пессимистично оценивает выполнение договоренностей, однако причины усматривает в другом.

“Отказаться от этих договоренностей и искать новые пути – это для Петра Порошенко означало бы его политическую капитуляцию перед “партией войны”, перед теми, кто выступает за силовое подавление Донбасса. Это неприемлемо для него. Он является во многом заложником радикальных сил. Как только он призовет к реальному миру и попытается установить реальный контроль над “партией войны”, его также ждут большие политические неприятности”, – такое мнение российский эксперт высказал Украинской службе Би-би-си.

Минск-3 или Будапешт-1

Невыполнение Минских договоренностей заставляет аналитиков размышлять над тем, как сложится судьба Минских соглашений в будущем.

Политолог Олеся Яхно убеждена в появлении новых договоренностей в зависимости от развития ситуации.

“Может быть несколько сценариев. Первый – все пункты соглашения остаются без изменений, но срок их выполнения переносится, скажем, на середину 2016 года. Второй сценарий – меняется формат переговоров, будут привлечены новые переговорщики со стороны Европы. Речь может идти о более активном участии в переговорах Соединенных Штатов или принятии каких-либо решений на заседании Генассамблеи ООН в этом месяце. До окончательного “мирного соглашения”, которое будет иметь юридическую силу, еще далеко, поскольку еще не выработаны те условия прекращения войны. Но “Минск-3” будет иметь место в любом случае. Возможно, документ будет иметь другое название. Может, это даже будет “Будапешт” или “Варшава”, а не “Минск”, – сказала Олеся Яхно в интервью Украинской службе Би-би-си.

Российский политолог Юрий Коргунюк говорит, что “альтернативу Минским договоренностям можно найти, однако все же лучше соблюдать эти договоренности”.

“Альтернатива – это победоносная война с чьей-либо стороны. Вообще же все зависит от Путина, по большому счету. А Путин не считает нужным сдавать этот кусок территории. Нет той платы, которую ему готовы предложить. Фактически, взяв под свой контроль часть Донбасса, Владимир Путин не отдаст ее как минимум до своего переизбрания президентом”, – говорит Юрий Коргунюк.

Профессор Киевского национального университета им. Шевченко Григорий Перепелица считает, что, если изменения в Конституцию относительно особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей будут приняты, это приведет к замораживанию конфликта.

“Петр Порошенко оказался заложником собственных инициатив. Сейчас, с изменениями в Конституцию, мы видим путь к замораживанию конфликта, в чем заинтересован Кремль. Если Конституция закрепит “особый статус”, это перейдет в конфликт на долгие годы, и никакие минские соглашения его не решат”, – считает эксперт.

Источник: bbc.com

By admin

Related Post

Leave a Reply