К межкорейским переговорам августа 2015 года

By admin Sep 5, 2015

Предыдущий текст автора завершился «на самом интересном месте», но и сегодня окончательной ясности в разрешении этого этапа межкорейского обострения еще нет, даже несмотря на то, что переговоры в Пханмунчжоме завершились определенным успехом, причем каждая из сторон может назвать себя победителем.

Сразу отметим, что переговоры были очень серьезными с точки зрения уровня представительства – с южнокорейской стороны в нем принял участие советник президента по вопросам национальной безопасности Ким Кван Чжин и министр по делам объединения Хон Ён Пхё. Правда, надо помнить что экс-министр обороны РК Ким Кван Чжин был одним из наиболее влиятельных представителей жесткой линии и назначение его на этот пост было отчасти тактическим ходом Пак Кын Хе, лишившей его возможности прямого контакта с войсками.

Север был представлен главой отдела Единого фронта (по сути, главным куратором межкорейских отношений) Ким Ян Гоном и начальником политического управления Корейской народной армии (КНА) Хван Бён Со – в КНДР этот пост важнее, чем пост министра обороны.

Параллельно обе стороны играли мускулами и на всякий случай готовились к «Плану Б». Управление по вопросам гражданской безопасности приступило к проверке 23 тыс. убежищ и других объектов гражданской обороны. В небе над Южной Кореей пролетели четыре американских истребителя F-16 и четыре южнокорейских истребителя F-15K , демонстрируя готовность ответить на угрозы.

Глава объединенного комитета начальников штабов Чхве Ён Хи и его коллега из США Мартин Демпси договорились об «ответе в случае новых провокаций КНДР». Как сообщает агентство Ёнхап, США выразили готовность предоставить любую помощь в случае необходимости, а пресс-секретарь госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Габриэль Фрайс отметил, что «обещания США об обороне РК незыблемы». Более того, вброшена информация о том, что РК рассматривает возможность размещения на своей территории американского стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress, несущего противобункерные авиабомбы, а также подводной лодки ВМС США с атомным оружием на борту.

Однако можно обратить внимание на то, что тон представителей США был спокойнее, чем обычно. Ни Обама, ни Керри не выступали с жесткими антипхеньянскими заявлениями. Генсек ООН Пан Ги Мун также призывал Пхеньян и Сеул воздержаться от действий, которые не способствуют диалогу.

Север в ответ разворачивал на границе демилитаризованной зоны дивизионные пушки калибра 76,2 мм. В море вышли около 50 из 77 подводных лодок, имеющихся на вооружении КНДР. Впрочем, надо помнить, что большинство этих лодок – малютки, пригодные в основном для перевозки групп диверсантов, а не атомные ракетоносцы, как мог бы подумать неподготовленный читатель.

Как проходили переговоры, были лишь отрывочные данные – так, как сообщил корреспонденту ТАСС правительственный источник в Сеуле. Большую часть времени делегаты провели, согласовывая позиции со своим руководством по телефону.

Тем не менее, столь долгие переговоры (в общей сложности 43 часа) сами по себе были, скорее, хорошим знаком, – признаком того, что ни одна, ни другая сторона не рассматривала их как не более чем тактический ход для отвлечения внимания или оправдания будущих действий. Стороны действительно пытались договориться – иначе бы они давно и демонстративно хлопнули дверью: мы сделали всё возможное для установления диалога, но негодяи с другой стороны показали свою полную недоговороспособность, так что остается только бомбить.

И вот итог из шести пунктов, после которого каждая сторона готова заявить о своей победе.

1.​ Принято решение в ближайшее время организовать переговоры в Сеуле и Пхеньяне, чтобы обсудить другие вопросы, касающиеся межкорейских отношений и развивать диалог в самых разных областях «для улучшения отношений Севера и Юга». Это может быть как признанием того, что альтернативы политико-дипломатическому пути разрешения проблемы нет, так и дежурной, рутинной фразой, за которой последуют не серьезные переговоры, а чисто формальные действия. Автор надеется хотя бы на восстановление горячей линии, позволяющей информировать друг друга о чрезвычайных ситуациях.

2.​ Север выразил «сожаление» в отношении инцидента в демилитаризованной зоне и обещал принять меры по предотвращению повторения провокаций в будущем. Здесь важно то, что это именно сожаление (мы разделяем ваше горе), а не извинение (мы признаем свою причастность и неправоту и готовы деятельно каяться). Так КНДР сохранила лицо (ПОВТОР).

3.​ В ответ РК взяла обязательство прекратить пропагандистское вещание на Север, но только до тех пор, «пока не произойдёт ненормальных событий». Это означает, что при повторной провокации со стороны Севера, Юг может возобновить пропагандистское вещание. Так РК сохранила лицо и учла заявления президента о том, что пропагандистское вещание прекратится лишь после того, как власти КНДР извинятся: дескать, мы не отказались от этой идеи, а просто временно выключили репродукторы до следующей провокации.

4.​ КНДР отменяет «полувоенное» положение (приведение всех войск в полную готовность к боевым действиям по законам военного времени), мини-подлодки возвращаются на базы. Юг, соответственно, тоже снижает свой уровень боеготовности: и то и другое понятно – угроза конфликта миновала.

5.​ Стороны договорились о продолжении работы по проведению встреч разделенных семей. С этой целью в начале сентября принято решение провести рабочую встречу представителей Обществ Красного Креста Юга и Севера. Учитывая, сколько прошло времени и как немного осталось тех, кому это действительно важно, данное мероприятие имеет, скорее, церемониальное значение, но хорошо смотрится в глазах мира.

6.​ Юг и Север договорились активизировать сотрудничество на неправительственном уровне. Властям это тоже ничего не стоит. Опять же: договорились активизировать, а какие будут результаты – покажет время.

Нынешние переговоры – это шаг вперед, сделанный после шага назад. Поэтому куда важнее, каким будет шаг следующий.

Константин Асмолов

Источник: ru.journal-neo.org

By admin

Related Post

Leave a Reply