Сделка по С-300: политика и… просто бизнес

By admin Sep 1, 2015

Недавно источники в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству России сообщили СМИ, что Тегеран и Москва уже разработали «дорожную карту» по реализации договоренностей на поставку Ирану зенитно-ракетных систем С-300.
Судя по всему, переговоры по новому контракту на поставку систем ПВО Ирану упираются только в один серьезный камень преткновения – достижение соглашения о порядке отзыва Ираном из Международного арбитражного суда (МАС) иска за срыв предыдущего контракта.

Иранская сторона готова отозвать иск только после поставки первых комплексов С-300, в то время как Россия настаивает на том, чтобы иск был отозван до начала выполнения нового контракта, сообщили журналистам  информированные источники. При этом, по данным иранского информагентства Iran.ru,  Россия твердо намерена поставить системы ПВО Ирану.  «Возможно, компромисс будет найден  и поставки по новому  контракту будут произведены одновременно с отзывом иска», – сообщило агентство. Некоторые обозреватели не исключают, что проблема С-300 негласно обсуждалась и на полях прошедшего в подмосковном Жуковском авиасалона МАКС-2015, который посетила представительная делегация из Ирана, хотя и российская, и иранская стороны официально это отрицают.

Как известно, контракт на поставку комплексов С-300ПМУ-1 Российская Федерация и Исламская Республика Иран (ИРИ) заключили в 2007 году. По данным СМИ, его стоимость оценивалась в 800 млн долларов. После принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1929, которая предусматривала введение санкций в отношении Ирана, в сентябре 2010 года бывший тогда президентом РФ Дмитрий Медведев подписал указ № 1154, запрещавший поставки в Иран зенитных ракетных систем С-300. Это решение мотивировалось Москвой как поддержка позиции международной «шестерки» на переговорах по иранской ядерной проблеме. В ответ Иран подал в МАС судебный иск против РФ. Тогда Россия понесла не только экономические, но и репутационные издержки, заронив определенные сомнения в своей надежности как торгового партнера.

В апреле 2015 года президент России Владимир Путин подписал указ, снимающий запрет на поставку ЗРК С-300 в Иран, после чего появилась возможность продолжить реализацию отмененного контракта.

Примечательно, что сразу после подписания Путиным данного указа ему позвонил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и выразил недовольство решением РФ снять эмбарго на поставку в Иран С-300. Президенту РФ пришлось разъяснять израильскому лидеру, что система С-300 имеет сугубо оборонительное назначение и не поставит под угрозу безопасность Израиля и других стран ближневосточного региона. Производитель ЗРК концерн «Алмаз-Антей» в июне с. г. заявлял, что готов поставить в Иран системы С-300 после заключения нового контракта.

Между тем новости о наметившемся прогрессе в ирано-российской сделке по С-300 вызвали нервную реакцию за океаном. Официальный представитель госдепа США Джон Кирби заявил, что настороженная позиция Америки в отношении готовящейся продажи Ирану российских систем ПВО С-300 «хорошо известна». И хотя Вашингтон нехотя признает, что эта сделка не нарушает резолюции Совета Безопасности ООН, однако намерен «узнать больше о специфике предполагаемых поставок, чтобы определить, не противоречат ли они односторонним американским санкциям» против Ирана.

При этом Кирби подчеркнул, что хотя система С-300 и относится к оборонительным вооружениям, однако ракеты класса «земля – воздух» являются достаточно серьезным оружием, «которое может оказаться в руках режима, поддерживающего терроризм во всем регионе». По словам представителя госдепа, ранее госсекретарь США Джон Керри уже доводил официальную позицию своего ведомства до сведения главы МИД РФ Сергея Лаврова.

В ответ на демарш из Вашингтона высокопоставленный источник в МИД РФ сообщил, что С-300, возможно, будут поставлены  до конца 2015 года в количестве, предусмотренном ранее заключенным контрактом (три дивизиона, по другим данным – пять).

Эксперты отмечают, что после того, как в июле с. г. в Вене «шестерке» международных посредников впервые удалось договориться о механизме снятия с Ирана односторонних и международных санкций, оказалось, что часть американских санкций отменена не будет, поскольку касается не ядерной программы, а претензий США к ИРИ по «поддержке международного терроризма», «нарушениям прав человека» и другим вопросам. Известно, что в США санкции против Ирана были введены восемнадцатью указами президента и десятью законами, принятыми конгрессом.

Наблюдатели считают, что демарш США против сделки РФ и Ирана по С-300 лежит больше  в плоскости внешней политики, пиара, экономики и оружейного бизнеса, чем в сфере международной безопасности. Он должен также рассматриваться и в контексте общего нынешнего противостояния Москвы и Вашингтона в связи с ситуацией вокруг Украины и введенными Западом санкциями против России. 

Как отмечают международные военные специалисты, получение Ираном ограниченного количества комплексов С-300 не является существенной проблемой непосредственно для США и Израиля с их мощным военным потенциалом. Но США не могут не понимать, что получение Тегераном российских ЗРК объективно усиливает политический и военный вес Ирана в регионе и его влияние на развитие ситуации на Ближнем Востоке. У С-300 неплохая репутация, несмотря на отсутствие опыта боевого применения.

Появление у Тегерана высокоэффективных оборонительных систем ПВО дает ему очевидное преимущество на региональном уровне над местными союзниками США – Саудовской Аравией, ОАЭ и Катаром. Ведь тогда они будут гораздо менее свободны в своих действиях в отношении той же Сирии, Йемена и др. К тому же Вашингтону придется, скорее всего, потратить значительные средства и ресурсы на перевооружение своих союзников для восстановления их паритета с Ираном, что в нынешней, далекой от идеала экономической ситуации в самих США будет явно некстати для администрации Барака Обамы.

С другой стороны, США опасаются укрепления позиций России на богатых рынках вооружений Ближнего и Среднего Востока, который американцы считают своей вотчиной. Вашингтон был бы также не прочь помешать России получить почти миллиард долларов от сделки с Тегераном по С-300 (а в перспективе, в случае заключения новых оружейных контрактов, возможно, еще несколько миллиардов), в то время как Запад пытается максимально ослабить «режим Путина» экономическими санкциями.    

Однако большинство аналитиков сходятся в том, что в нынешних условиях реальных и эффективных рычагов по срыву поставок Ирану российских комплексов ПВО у Вашингтона нет. Вводить новые санкции против «Рособоронэкспорта» или концерна «Алмаз-Антей» большого смысла нет, так как эти организации уже давно внесены в «черный» санкционный список  США и Евросоюза.  Давить же на Тегеран, с тем чтобы иранцы сами отказались от сделки, тоже бесполезно – иранское руководство сейчас чувствует себя достаточно уверенно и явно не откажется от контракта на С-300.

Для России же в нынешних условиях сделка по С-300 действительно имеет весьма важное значение по ряду принципиальных моментов. Как заявил в этой связи глава российского МИД Сергей Лавров, руководство России при принятии решения о возобновлении контракта с Ираном по С-300 не могло не учитывать также коммерческие и репутационные аспекты. «В результате приостановки контракта Россия не получила крупные средства, которые нам причитались», – отметил министр, добавив, что при этом в Москве учли и прогресс по урегулированию иранской ядерной программы, и абсолютно легитимный характер предстоящей сделки. Москва рассчитывает получить не менее 800 млн долларов от сделки. К тому же помимо продаж самого комплекса производитель будет получать деньги и за его обслуживание.

Для России завершение этой сделки, конечно, важно, во-первых, из-за стоимости контракта, во-вторых, ради укрепления позиций на ближневосточном, и особенно иранском, рынке вооружений, в-третьих, ради укрепления деловой репутации в странах «третьего мира». Иран после отмены санкций, скорее всего, приступит к масштабной модернизации и наращиванию своей оборонной инфраструктуры, и Россия, естественно, стремится стать одним из основных поставщиков вооружений этой стране. По экспертным оценкам, экспорт вооружений в последние годы приносил России от 13 до 15 млрд долларов, так что иранские контракты для РФ будут совсем не лишними.

Ряд экспертов на Западе и в самой России продолжают гадать, какую именно систему Россия может теперь продать иранцам, учитывая, что комплекс С-300ПМУ, контракт на поставки которого подписал Иран в 2007 году, официально снят с производства в России. Известно, что ранее Москва предлагала Ирану купить зенитно-ракетные комплексы «Антей-2500» вместо С-300ПМУ-1. Однако, по мнению российских специалистов, Россия, скорее всего, предложит поставить Ирану модернизированные под иранские требования комплексы С-300 из арсенала ВС РФ либо изготовить их из оставшегося на предприятиях ВПК задела.  

Военные эксперты считают, что С-300 в перспективе может стать основой для комплексной системы ПРО Ирана. И  в случае если Тегеран примет такое решение, Россия могла бы в обозримой перспективе предложить иранским вооруженным силам более совершенные  комплексы С-400 либо даже перспективные ЗРК «Витязь» и «Морфей».

Таким образом, вряд ли что-то действительно может помешать сделке между Россией и Ираном по С-300, хотя Вашингтон и его союзники, конечно, попытаются максимально использовать ситуацию в целях пропаганды по подрыву международного имиджа России и продолжения политического давления на Москву и Тегеран. Очевидно также, что конкурентная борьба на мировых рынках вооружений в условиях мирового экономического кризиса будет только обостряться.

 

Источник: warfiles.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply