Когда деньги — мусор

By admin Aug 31, 2015

С начала этого года инфляция в России составила 9,5%, а рубль по отношению к доллару с осени прошлого года обесценился более чем вдвое. Это уже вызвало определенную панику среди населения, хотя и не такую, как в 1998 году, когда в стране был объявлен технический дефолт, а курс рубля по отношению к доллару за полгода упал более чем в три раза. Вместе с тем в истории известны случаи гиперинфляции, по сравнению с которыми нынешнее ослабление национальной валюты РФ кажется весьма незначительным. Slon решил вспомнить наиболее вопиющие случаи гиперинфляции в истории денег.

От гиперинфляции к Гитлеру

«Инфляция растет такими темпами, что государственный банк не успевает печатать денежные знаки. Новые банкноты в сто тысяч выпущены всего две недели назад, а теперь скоро выпустят бумажки в миллион. Когда мы будем считать на миллиарды?» – писал Эрих Мария Ремарк в «Черном обелиске», романе о жизни в Германии в начале 20-х годов прошлого века. Гиперинфляция в Веймарской республике была первым случаем обесценивания национальной валюты такого масштаба в новейшее время.

Средний уровень инфляции в стране составлял около 25% в день, таким образом цены за три дня вырастали вдвое, а за месяц – в 800 раз. Не реже двух раз в неделю печатались новые банкноты с еще большими номиналами. При этом цены в магазинах менялись несколько раз в день, зарплату людям платили ежедневно, и сразу после получки немцы были вынуждены тратить все деньги, чтобы успеть хоть что-то на них купить.

Гиперинфляцию удалось остановить только после денежной реформы, когда один триллион старых марок менялся на одну новую марку. Можно сказать, что экономический кризис в Германии в 1921–1923 годах послужил одной из причин роста популярности идей нацистов и прихода Адольфа Гитлера к власти десять лет спустя.

Космические цифры

Самой крупной по номиналу банкнотой в истории денежного обращения стала купюра секстиллион (миллиард триллионов) пенге – венгерской национальной валюты. Она поступила в обращение в 1946 году, когда Венгрия переживала пик гиперинфляции. Обесценивание валюты в Венгрии происходило рекордными темпами – в июле 1946 года цены в стране удваивались каждые 15 часов.

Инфляцию удалось остановить с восстановлением форинта, валюты Австро-Венгерской империи. Форинт обменивался на пенге по курсу 1:4*1029 (400 октиллионов). Причем, несмотря на свои масштабы, гиперинфляция в Венгрии не имела серьезных экономических последствий, как ранее в Германии, – страна после Второй мировой войны и так была полностью разрушена, и уровень жизни населения вряд ли мог упасть еще ниже, чем он был.

Последствия «черного передела»

После прихода к власти в Южной Родезии президента Роберта Мугабе эта некогда самая богатая страна Африки превратилась в самую бедную, пусть и получила новое название – Зимбабве. С 2000 года в стране не прекращаются инфляционные процессы, в результате которых национальная валюта катастрофически обесценилась. Одной из причин этого экономисты называют земельную реформу Мугабе, в рамках которой почти все белые фермеры, которые во многом обеспечивали благополучие страны, покинули Зимбабве под страхом депортации или тюремного заключения.

Инфляция в Зимбабве, по официальным оценкам, выросла с 32% в 1998 году до 7634,8% в августе 2007 года. Независимые экономисты между тем называли цифры, которые превышали официальные оценки примерно в четыре раза. В начале 2008 года инфляция составила уже 100 тысяч процентов в годовом исчислении. Курс национальной валюты падал, и параллельно рос номинал выпускаемых купюр. В июле 2008 года была выпущена банкнота номиналом 100 миллиардов зимбабвийских долларов. На тот момент один доллар США стоил 50 миллионов местных долларов.

Стране, из-за политики Мугабе скатившейся в тяжелейший экономический кризис, не помогли и три деноминации. В итоге в 2009 году было принято решение перейти на американский доллар. Впрочем, ситуацию это не исправило – Зимбабве до сих пор остается одной из беднейших стран мира.

Тито на них не хватило

Первые признаки серьезной инфляции обнаружились в Югославии еще в середине 80-х годов прошлого века, сразу после смерти Йосипа Броз Тито. Однако своего пика она достигла только в первой половине 90-х, после того как федеративная республика погрузилась в гражданскую войну между национальными автономиями. Только за 1993 год гиперинфляция в Югославии составила не менее 100 тысяч процентов, увеличив номинал купюр более чем в тысячу раз. В январе 1994 года цены на основные товары потребления удваивались каждые 34 часа. Было проведено четыре деноминации местного динара подряд, однако и это не помогло, и после выпуска купюры 500 миллиардов динаров власти разрешили считать официальной валютой немецкую марку.

Ситуация в Югославии ухудшалась еще и санкциями, которые были наложены на режим Слободана Милошевича. Инфляцию удалось несколько затормозить только после пятой деноминации динара – он обменивался по курсу один к 10 миллионам динаров предыдущего выпуска.

Куда же без Греции

После оккупации Греции в 1941 году немецкими и итальянскими войсками захватчики привели к власти в стране марионеточное правительство генерала Георгиоса Цолакоглу. Его кабинету пришлось столкнуться с нарастающим экономическим кризисом, который усугубился необходимостью выплачивать компенсации оккупантам и тратиться на содержание 400 тысяч иностранных солдат. Уже через год чистый национальный доход сократился втрое.

Гиперинфляция в Греции началась в октябре 1943 года, но своего пика достигла через год, когда страна была освобождена от оккупантов и греческое правительство в изгнании вернулось на родину. Если в 1942 году банкнотой самого высокого номинала были 50 тысяч драхм, то к 1944 году в ходу были купюры 100 триллионов драхм. И если до войны драхмы задерживались у граждан в среднем на сорок дней, прежде чем их успевали потратить, то в 1944 году они находились на руках у владельца не более четырех часов. 11 ноября 1944 года была проведена деноминация, когда старые драхмы на новые менялись по курсу 50 миллиардов к одному. Однако полностью стабилизировать экономическую ситуацию в стране удалось только к 1947 году, когда доходы государства вновь начали расти.

Петр Бологов

Источник: slon.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply